Долгарев Павел Михайлович

Назад

 

Долгарев Павел Михайлович родился в 1923 году в селе Ломном Борисовского района. В Советскую Армию вступил добровольно в марте месяце 1941 года по окончании девяти классов в 1943 году под Белгородом в составе войск Юго – Западного фронта лётчиком – истребителем. Участвовал в освобождении и взятии городов: Белгорода, Харькова, Днепропетровска, Запорожья, Кривого Рога, Одессы, Кишинёва, Бухареста, Софии, Белграда, Будапешта, Праги и Вены.

Звание Героя Советского Союза получил за несколько подвигов, в результате которых сбил 32 фашистских самолёта. Награжден:

- орден Ленина

- медаль «Золотая звезда героя»

- пять орденов «Боевого Красного знамени»

- орден «Отечественной войны I степени»

- орден «Красной звезды»

- 15 медалей

- 6 медалей иностранных.

После войны Павел Михайлович окончил Военно–воздушную Академию имени Ю.А.Гагарина и университет Марксизма – Ленинизма.

Продолжая службу в рядах Советских Вооружённых Сил, он служил на Дальнем Востоке, под Ленинградом, в Прибалтике, Крыму, в Закавказье и других городах страны.

Последнее время был заместителем начальника Военно – Воздушной Академии имени Ю.А.Гагарина в Московской области. Имеет воинское звание генерал – майор авиации.
В 1975 году ушёл в запас по состоянию здоровья.

Наши односельчане гордятся своим земляком Павлом Михайловичем Долгарёвым. Приглашают его почаще посещать своё родное село Ломное.

Боевой эпизод П. М. Долгарева.

В январе 1945 года наш истребительный полк базировался недалеко от окружённого нашими войсками г. Будапешта. Наша задача – не пропустить к Будапешту самолёты противника, которые на парашютах сбрасывали боеприпасы окружённым немецким войскам. Однажды утром, когда над аэродромом стоял сильный туман, и летать практически было нельзя, мы услышали гул фашистских самолётов, направляющихся к Будапешту.

По разрешению командования Павел Михайлович Долгарев взлетел в тумане вверх и увидел большой транспортный самолёт «Ю – 52» под прикрытием четырёх истребителей, летящих на Будапешт. Надо было недопустить врага к Будапешту, но силы были неравные. Что делать? Павел Михайлович решил применить военную хитрость: поднялся на своём истребителе к верхней кромке тумана сзади группы противника, стал быстро сближаться с ним. Противник был выше его самолёта, и когда до «Ю – 52» осталось 200 – 300 метров, Павел Михайлович резко набрал высоту и с первой атаки зажёг его. Только теперь заметили его истребители противника.Завязался воздушный бой, в этом бою его подбили, но он сбил ещё один фашистский самолёт.Потом он нырнул в туман и самолёты противника его потеряли. Через некоторое время он вышел из тумана и ушёл на посадку за 40 – 50 км от своего аэродрома, где не было тумана. Приземлился благополучно.

Вскоре за ним прилетели на связном самолёте «ПО – 2» и увезли на свой аэродром. Там уже был командующий нашей армией ныне маршал авиации товарищ Судец.

Оказалось, что сбитый «Ю – 52» упал недалеко от нашего аэродрома. Лётчика и одного высокопоставленного офицера выбросило из самолёта при ударе о землю, самолёт взорвался на снарядах, которые он хотел сбросить своим на Будапешт. У выброшенного офицера нашли пакет с очень важным распоряжением Гитлера.

Пакет этот должен был доставить погибший офицер командующему окружённой группировки, спустившись на парашюте. За этот бой прямо на аэродроме командующий наградил Долгарева П.М. четвёртым орденом «Боевого Красного знамени». Таких эпизодов у Павла Михайловича было много, но он рассказал только один, за что мы ему очень благодарны.

Hosted by uCoz